ATQ

Полезные ссылки:



ATQ

Полезные ссылки:

Автор Тема: Электростояние  (Прочитано 6112 раз)

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Электростояние
« : 11 Июнь 2009, 15:59:10 »
Нарыл на просторах инета:
Точнее тут

Электростояние Live: 1 - введение

Решил дополнительно усложнить себе жизнь, потратив изрядную ее часть на глобальный ремонт и небольшую доработку электрической проводки любимого автомобиля. Некоторую пикантность придает тот факт, что с наукой об электричестве я знаком довольно слабо: мои представления о ней легко изложить одной единственной фразой: “ток – это сложно и опасно”. Впрочем, не могу сказать, что я решил этим заняться из-за того, что мне нечего делать: в наше время очень легко скоротать время, не затронув собственный мозг, просто давно пора привести машину в порядок. В идеале это нужно сделать своими руками. Дело в том, что штатная проводка на ульяновских автомобилях – это поэма, в которой не найти ни одного цензурного слова, ну а после ее кустарной доработки без слез на нее не взглянешь: хаотичные переплетения проводов, отсутствие предохранителей, сплошные скрутки, на которых кое-где висят безымянные реле - вот такое зрелище ожидает любого, кто взглянет под капот или под приборную доску моего автомобиля.

В общем, я решил разобраться со всем этим самостоятельно, параллельно обогащая свой опыт и проводя небольшой эксперимент: сможет ли человек, который ничего не понимает в электрике, проложить нормальную проводку? Посмотрим, что будет дальше.

Электростояник Live: 2 - унылая теория

Самая муторная для меня часть – теоретическое обоснование того, что скоро должно превратиться в практические знания, но так как последние должны на чем-то строиться, приходится для начала тупо учить теорию. Это скучно, но важно: замкнете что-нибудь лишнее – что-нибудь сгорит, не замкнете – просто не заработает. К счастью, теория оказалась не так уж и сложна для понимания: через несколько дней я уже стал ориентироваться в базовой терминологии и понимать, что пишут в руководствах для начинающих последователей Эдисона и Ома. Осторожно: далее в тексте - много букв, азбучных истин и некрасивых запутанных картинок. Советую ознакомиться только тем, кто ничего не знает в электрике и при этом уверен, что рано или поздно сие сможет пригодиться.

В общем, проводка автомобиля состоит из того, что ток хранит (АКБ), производит (генератор), проводит (провода), потребляет (свет, магнитола, прикуриватели, лебедка и стартер), управляет (реле) и предохраняет (предохранители). Официальную информацию, написанную красивым, но непонятным языком вы можете найти где угодно, ну а чуть ниже вы увидите нехитрый перевод с русского на русский.

АКБ, она же аккумуляторная батарея - один из важнейших элементов проводки, по сути эта самая обычная батарейка, разве что большая и тяжелая. Главная правило: чем больше емкость батареи, тем меньше вероятность того, что она сядет в самый неподходящий момент. С другой стороны, слабый генератор слишком емкие АКБ так просто не зарядит, да и стоят они, мягко говоря, не дешево.

Генератор - массивное устройство сложной формы, которая вырабатывает ток, который когда-нибудь будет храниться в когда-нибудь подсоединенных АКБ. Чем мощнее - тем лучше. Крайне важное значение имеет реле-регулятор и диодный мост: из сломан первый - вольты в бортовой сети будут упражняться в плавании вольным стилем, если сломан второй - АКБ будут хуже и медленнее заряжаться. При экстремальной эксплуатации нужно эту хрень холить и лелеять: без нее машина не поедет. Или поедет, но недалеко, а это уже плохо.

Предохранители - бывают разных видов, назначений и цветов, но смысл один: если по проводу идет слишком сильный ток, предохранитель сгорает, спасая машину от пожара, а вас - от инфаркта. Чрезвычайно полезная вещь.

Реле – это коробочка, которая при подаче тока на один контакт замыкает два других. В нашем случае мы используем нормально разомкнутое реле с 4  контактами, которые маркируются 85,86,87,30. На нерусском языке контакт 30 – общий силовой, 85,86 – управление, обмотка реле, 87 – нормально разомкнутый контакт. Ничего не ясно? Перевожу: контакт 30 – силовой, от него идет защищенный предохранителем плюс, контакт 87 идет к потребителю (допустим, лампочке), контакт 86 замыкается на массу, а контакт 85 идет на кнопку. В итоге получается вот что: когда мы нажимаем на кнопку, идет ток на контакт 85, он замыкает обесточенный 87 (который идет на потребитель) и 30 (силовой, под напряжением, под защитой предохранителя). Вот и все. Смысл в реле прост и очевиден: когда мы нажимаем на кнопку, мы подаем плюс на слаботочный контакт, а не на силовой, что сильно уменьшает вероятность проблем с электрикой. Вывод: проводку реле не испортишь, лучше все возможные кнопки повесить на реле, а вот последние пускай находятся под капотом и управляют чем угодно. Так спокойнее.

Схема штатной проводки автомобиля УАЗ вызывает отвращение даже у тех, кто ничего в электрике не понимает, в том числе и у меня (кстати, вот она).



К сожалению, тому, что находится в машине, схема, в общем, не соответстует: на ульяновском заводе про систему стандартизации ничего не слышали, поэтому не исключено, что часть проводки будет вообще не похожа ни на что. Самое интересное, что все цепи, по сути объединенные в одну, защищены тремя предохранителями (не считая плавкого, в салоне). Если машина не выезжает за пределы города - это не страшно. Проблема в том, что УАЗ покупают несколько не для того.

Главная проблема - это некачественные материалы заводской проводки и их некачественный монтаж. Цель проводимых работ - избавить машину хотя бы от первого недостатка, а в идеале - и от второго. Соответсвенно, нужны хорошие материалы и прямые руки. Как обычно, со второй частью плана есть проблемы, зато с первой разобраться не так уж и сложно.

Если делаем проводку – значит, нам понадобятся провода. Много провода. Очень много провода, причем разного сечения (чем больше сечение – тем больший ток выдержит провод и тем меньше он будет греться, но и хуже гнуться) и разных цветов (проще будет разобраться, что к чему). Просто так провод приматывать к потребителям и источикам тока, естественно, не стоит, поэтому нужны клеммы (ножевые и в форме буквы «О»). Еще нужна разноцветная изолирующая лента, термоусадочные трубки (удобная штука для изоляции клемм) и обжимные клещи (он же кримпер). А еще флажковые предохранители и блоки, в которых они “сидят”.

Провод. Анализ кабельной продукции России привел к единственному кандидату на роль “проводник тысячелетия” – автотракторный провод ПВА: спокойно выдерживает масло и бензин, работает в больших температурных пределах и при этом неплохо гнется. Для силовой цепи нам понадобится провод 35 кв.мм. (он соединяет две АКБ по 100 ампер, генератор и стартер), для вторичной – тоже, а вот для многочисленных слаботочных потребителей за глаза хватит длинного куска где-нибудь на 16-20 кв.мм., от которого уже будут идти отрезки по 4 кв.мм. В крайнем случае (ПВА не всегда можно найти) подойдет провод ПГВА - то же самое, но плохо себя ведет уже при +70 градусах по Цельсию, что для боевой машины неприемлемо.

Предохранители. Чтобы все это не сгорело, нам нужны предохранители. А для них – соответствующие блоки. Конструкцией в УАЗике они не предусмотрены, поэтому покупаем два (с запасом) от ГАЗ 3110, в каждый из которых входит по 13 предохранителей. Возможно, в ходе работа понадобится еще один, но докупить дополнительный можно всегда. Предохранители лучше покупать в хороших магазинах, ибо подделок много, а жизнь - дорога.

Клеммы. Нам нужны клеммы двух типов – “О” и ножевые. Лучше всего брать медные, с лужением, под обжим (пайка - не выход), причем с запасом. Я предполагаю использовать следующие марки: ТМЛ 35-12-9, ТМЛ 35-10-9, ТМЛ 35-8-9 (клеммы типа “О” для провода сечениям 35 кв.мм. и под контактный стержен 12, 10 и 8 мм. соответственно из медной луженой трубы) и кучу ножевых, купленных на ближайшем авторынке.

Всякая мелочь. Еще понадобится термоусадочные трубки (с маркой и цветом еще не определился) и обжимной инструмент. Последний бывает трех видов: дешевый, отечественный и очень дорогой. Третий и первый варианты нам не подходят (дешевые нормально не работают, очень дорогие – явный overkill), поэтому ищем отечественные универсальные. В хозяйстве пригодятся даже после того, как сделаем всю работу. Также нужна изолента (двух-трех цветов), смазка для контактов (с коррозией нужно бороться), тестер-мультиметр и очень много терпения. Если вы дочитали текст до этого места, значит, с последним проблем уже не будет.

"А теперь со всей этой фигней мы попробуем взлететь". Остались сущие пустяки: нужно понять, что со всем этим делать и чего я хочу добиться. На самом деле, цель проводимых мероприятий только одна: сделать проводку надежной. Это достигается следующими методами: берем схему штатной проводки, задумчиво вертим ее в руках и выбрасываем в мусорное ведро. Это - пример того, как делать не надо. Вместо этого берем учебник по электрике, собираем мозги в кучу и рисуем новую схему - с предохранителями, реле, толстыми проводами и хорошими контактами, без скруток и прочих извращений. После чего аккуратно выдираем остатки старой проводки и приступаем к реализации плана.

Продолжение следует...

лектростояние Live: 3 - доработано левой ногой

Украли американцы у русских чертежи истребителя. Собрали — паровоз.
Разобрали, собрали — паровоз! Что делать, выкрали русского специалиста.
Специалист берёт чертёж, долго смотрит и говорит:
«Там же внизу маленьким шрифтом написано: после сборки обработать напильником».
- Грустная правда.
 

Практика неизбежно расходится с теорией. Кто же знал, что в случае с УАЗом все настолько плохо? Штатная проводка сама по себе доверия не вызывает, но если дать в ней покопаться разнообразным "специалистам", при этом полностью доверяя последним и не особо контролируя, то в результате получится... Получится... Что именно получится, вы сможете увидеть чуть ниже. Внимание: информация, представленная ниже, относительно специфическая и не представляющая интереса для широкой аудитории, поэтому я не уверен, что вы найдете что-нибудь интересное. Осторожно: много фотографий.
В общем и целом складывается впечатление, что проводка доработана задней левой ногой. Иного объяснения я придумать не могу: то, что практическое положение дел вообще не соответствует теории, для меня не стало неожиданностью - определенные доработки были предусмотрены проектом изначально, но вопросы в стиле "какого, собственно, хрена?" возникают с завидной периодичностью.

= = = = = = = = = =
Фотография 1: лапша запанельная, общий вид. Часть проводов выполняет, судя по всему, исключительно декоративные цели. Смотрится и в самом деле эффектно, однако практическая необходимость в подобном многоцветье вызывает определенные вопросы. Черная коробка - судя по всеми, либо реле-прерыватель сигналов поворота, либо реле стартера.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 2: то же самое, крупный план. Соответствие оригинальной схеме искать бесполезно.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 3: абстракционизм бессмысленный, общий вид. В общем, идея неплоха: на гетинаксовой или текстолитовой плите смонтировано нечто вроде силовой розетки в прагматичной форме болта. Толстый черный кабель в ржавом гофрированном шланге - силовой, идет непосредственно от АКБ, сечение (на глаз) - где-то около 50 квадратных миллиметров. Все остальное уже запитывается от него: красный провод - лебедка, все остальное - освещение и приборы. Единственный узел кустарной проводки, который не вызывает нареканий, однако если от него что-нибудь и останется, то только в предельно заизолированном виде: оставлять подобную вещь без изоляции при преодолении бродов - смерти подобно.


 = = = = = = = = = =
Фотография 4: то же самое, крупный план. Корродировано не так уж и сильно. Провод, идущий на лебедку, вызывает уважение только своим видом.


= = = = = = = = = =
Фотография 5: добавочное сопротивление, крупный план. Обратите внимание на количество ржавчины и на качество крепления.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 6: алеф, апекс, альфа и начало всех начал - те самые три (sic!) предохранителя, на которые завязана вся проводка. Два из них не работают, заменены на "жучки". Впрочем, это не страшно, ибо они открыты всем ветрам и дождям, хотя и находятся под капотом.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 7: обычное зрелище - уместное реле и неуместный клеммник.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 8: генератор, вид сверху. Ничего особенного - фотография сделана исключительно с целью самоконтроля. Генератор от "Бычка", вероятно - на 90 ампер.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 9: приборы. Ничего страшного - виден жгут от штатной проводки. Просто информационная фотография.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 10: размыкатель "массы". Отличная вещь!
 

= = = = = = = = = =
Фотография 11: силовой провод, идущий от АКБ. Качество пайки налицо. Комментарии излишни.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 12: беспорядок запанельный.  Без комментариев: половина проводов не задействована, ибо половина тумблеров так же не подключена за ненадобностью.
 

= = = = = = = = = =
Фотография 13: то же самое, общий вид. Выглядит эффектно, не правда ли?
 

= = = = = = = = = =
Фотография 14: то же самое, чуть другой ракурс.


Результаты осмотра, проводимого с целью выявления недостатков и выработки возможных способов их устранений, особо не радуют. Проводка проложена не без фантазии, но кто-то из авторов явно вдохновлялся галлюциногенами: рационализма и логики не видно, ничего не промаркировано, что куда ведет - неясно, дополнительных предохранителей в цепях нет (блок из 13 предохранителей от "Волги" благополучно внедрен моим хорошим другом, но функцию он играет почти декоративную).
 
В общем, нужно все все уничтожать и прокладывать заново. Я, в принципе, на это и рассчитывал, но надеялся на то, что кое-что от штатной проводки можно оставить. Кажется, я ошибался.

Продолжение следует...

Электростояние Live: 4 - прикладной концептуализм
На улице еще холодно и сыро, следовательно, валяться под машиной, ругаясь неприличными словами b пытаясь протянуть жгут проводов, пока не представляется возможным. Раньше начала апреля к практическим занятиям приступить не получится. Возможно, это даже и к лучшему - есть время отшлифовать концепцию схемы и понять, как именно я хочу проложить проводку. Ниже - близкие к реальности рассуждения и первый вариант схемы, а также эскиз разбивки по предохранителям.

На сегодняшний день теоретическая часть проекта почти завершена: подобрано сечение проводов, расположение блоков предохранителей, расчитана мощность потребителей тока, прикинуто расположение основных силовых проводов, освоена штатная схема проводки и понят принцип ее функционирования.

Определенную сложность придает тот факт, что проводка в машине не штатная: основная часть оставлена без изменений, однако в стандартную схему народными умельцами внесено изрядное количество доработок, меньшая часть которах адекватна. Например, вынос двух здоровых аккумуляторов в бокс под задним диваном - это полезная вещь, а вот протяжка толстого силового кабеля под днищем в ржавом гофрошланге и хаотичное размещение проводов "массы" - это уже плохо.

Что есть сейчас. Две АКБ соединены друг с другом. "Минус" через размыкатель уходит на кузов, общий "плюс" толстым дубовым кабелем уходит под капот ржавую дыру в днище на "силовую розетку" - здоровый болт на куске текстолита. От него питается все: лебедка, штатный свет, дополнительный свет, генератор, стартер, приборы, отопитель и куча прикуривателей. В системе только три предохранителя и куча реле. Как именно это выглядит - вы уже видели.

Что должно быть. АКБ в количестве двух штук остаются на своем месте: удобно и надежно. "Минус" и размыкатель остаются. От АКБ, соединенных вместе, идут три провода: два по 35 кв.мм. (один - на генератор, стартер, реле-регулятор, второй - на лебедку) и один по 16 кв.мм. (все освещение, прикуриватели и разная мелочевка). Принципиальная схема приблизительно такова.



Схема не подробная: рисовать подробно всю систему освещения, датчиков, реле и предохранителей, а также разбивку по клеммам я не вижу смысла, ибо руководствуюсь удобной самопальной схемой, сделанной в MS Excel. Назначение клемм штатных элементов берется из штатной схемы, которая уже опубликована ранее. Идеология такова: провод идет на два клеммника, от каждого из которых запитано по блоку предохранителей (два по 13 флажковых предохранителя, итого - 26 штук), от них через реле завязаны все потребители: фары, магнитола, звуковой сигнал, отопитель и прочая важная и необходимая мелочь. Разбивка по предохранителям приблизительно такая.



Индексы читаются несколько странновато, однако их главная задача - не соответствие стилистике нормального русского языка, а возможность понимания мной в любых условиях, в том числе и в состоянии полной амнезии или токсической интоксикации. Кстати, блоки предохранителей будут размещены в салоне, непосредственно на приборной доске: есть мысль, как сделать их доступными и при этом не мозолящими глаза.

Собственно, теоретическая часть почти завершена. Схема проводки уже готова, разбивка по предохранителям - тоже, что куда подключать - известно, местонахождение нужных приборов также известно. Осталось придумать, как монниторовать щить с реле и куда его прятать - и с теорией будет покончено. Будет малость потеплее - начнется и практика.

Продолжение следует...
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Электростояние
« Ответ #1 : 11 Июнь 2009, 16:10:27 »
Электростояние Live: 5 - важные мелочи
Театр, как известно, начинается с вешалки. Несмотря на предельную утилитарность, вешалка - важнейший предмет в театре. Если вешалка будет недостаточно прочной - появится риск того, что одежда посетителей рухнет на грязный пол. Если вешалка будет недостаточно эргономичной - гардеробщик потратит слишком много времени на рутинные операции, соответственно, увеличатся очереди. Хорошая вешалка должна быть простой и надежной. От вешалки не требуется особая красота, экологичность и соответствие международным стандартам. Вешалка должна быть прежде всего вешалкой и ничем иным больше.

Сегодня речь пойдет о том, что на первый и даже на второй взгляд к вешалкам не имеет никакого отношения, зато имеет непосредственное отношение к автомобильной проводке, а именно - о клеммах для аккумуляторных батарей. По степени важности, впрочем, сии нехитрые устройства оставляют далеко позади не только вешалки в театре, но и ружья в первых актах, ибо от правильно выбранной аккумуляторной клеммы зависит то, насколько адекватной получится проводка в боевом автомобиле.

В СССР все было проще: не было выбора. В магазинах, если мне не изменяет память, были клеммы одного единственного вида: толстые свинцовые. При всей своей нехитрой простоте они обеспечивали тот разумный минимум надежности, который не могут обеспечить многие из современных поделок. Если их сильно не затягивать - они не трескались, если вовремя смазывать литолом - не окислялись, если не навешивать кучу маловажных проводов - даже не отгорали. В общем, хорошие были клеммы. Думаю, вы прекрасно знаете, как они выглядели.

После того, как руководство страны сменило ориентацию на яростно-демократическую (hooray!) и раскрыло объятия рыночным отношениям, в Россию хлынул поток самых разнообразных товаров, среди которых можно была найти все, что душе угодно. Разновидностей клемм для АКБ появилось столько, что стало только хуже.

Разновидность первая: незамутненный брак.
 


Выглядит сей шедевр почти так же, как и хорошие, годные клеммы "Made in USSR": родной глазу серый цвет, классический болт или даже два. Задумка, в общем, хороша, только вот исполнение - редкостное говно. На практие тонкий металл легко трескается, болты - разбалтываются, а сами клеммы самопроизвольно ослабляют зажим, обеспечивая повышенную возможность образования веселых синих искр. Для тех, у кого аккумуляторы под капотом - это не страшно. Гораздо хуже, если они рядом с бензобаком.

Разновидность вторая: то же самое, но навороченное.
Рыночные отношения, маркетинг, реклама - и вот ты уже покупаешь то, что имеет больше "фишек". Так появились камеры в мобильных телефонах, так появились и новый клеммы, которые не очень хорошо справляются со своими прямыми обязанностями, зато дорого стоят и обвешаны разнообразными излишествами.
 


Вот эти, например, отличаются от предыдущих только тем, что их удобнее отвинчивать (винты с барашками - старо, как век). Только стоят они не 60 рублей, а 500 с лишним.




А вот эти клеммы, к примеру, умеют что-то мерять. Наверное, напряжение. Бесполезная вещь, ибо неизвестна точность прибора и качество его изготовления. Практичность тоже под вопросом. Судя по виду, нормально зажимать разъем АКБ эта клемма просто не в состоянии. Зато красивая - любителям быдлоксенона точно предится по вкусу.
 


Я точно не знаю, латунь это или силумин, но ничего хорошего от таких клемм явно не дождешься. Такая конструкция, как не зажимай, нормальный контакт на долгое время не обеспечит даже теоретически, особенно если провод, идущий от АКБ - сечением с 35 кв.мм.
 


Это - разводилово для джиперов. Клемма Heavy Duty. Название как бы намекает нам на то, что сей зажим справится с тяжелой нагрузкой. Стоит 100 с лишним рублей. За штуку. Отличается от самого первого примера только большим размером винта. Но выглядит серьезно, да.

Разновидность третья: говно китайское.
После очередного ремонта проводки я однажды понял, что окончательно задолбался по полчаса откручивать клеммы, находясь в позе эмбриона в багажнике автомобиля. Повелся на рекламу. Купил вот это.
 

 
Лучше бы не покупал. Говно настолько бессмысленное, что даже писать не о чем. Предостерегаю вас, друзья, если увидите это - обходите стороной. Клемма очень быстросъемная: снимается быстро и самопроизвольно. Сделана из отвратительнейшего металла, зажим не держат, как ни затягивай - люфтят. Ужас. Не покупайте это.

Разновидность четвертая: бессмысленная.
Есть особая категория маньяков, которые считают, что качество звука в динамиках прямо пропорционально количеству желтого цвета на проводниках и разъемах. Специально для них многочисленные производители создают вот такие шедевры.
 


Клемма самая обычная, только с желтоватым покрытием, которое мгновенно стирается. Зато блестит (правда, недолго). А еще эти клеммы улучшают качество звука (и увеличивает КПД двигателя на триста процентов, да) и сделаны в Италии. Или в Китае. Но все равно  круто.
 


Легион золоченого отстоя. Один разъем - другого дороже, а толку, в общем, немного. Яркий блеск - весомый аргумент при покупке силового оборудования. Глядя на это, хочется вернуться в СССР.

Как видите, выбор клемм на рынке нынче широкий: блестящие, золотистые, никелированные, с вольтметром, быстросъемные... Нет только надежных и утилитарных.

Оказывается, достойные клеммы все таки есть.

Выглядят они вот так.
 


Способ зажима - приблизительно такой (внимание, на этой фотографии изображены другие клеммы, аналогичен только способ крепежа).
 


Сделаны они с очень многократным запасом прочности. Обеспечивают идеальный контакт и очень, очень прочный зажим. После того, когда их присоединишь к батарее, сдвинуть их с места хотя бы на миллиметр нереально. При этом действительно быстросъемные. Сделаны из толстой нержавейки, сверху изолированны от окружающей среды толстым прочным пластиком.

Стоят они, правда, около 500 рублей за комплект. Тем не менее, есть все основания предполагать, что продержатся они долго, ибо сделаны на совесть. Усиленно рекомендую.

Продолжение следует...

Электростояние Live: 6 - строим и распределяем.
За прошедший месяц сделано ровно столько, сколько я и планировал: недели три были потрачены на поиск материалов и инструментов, а также их приобретение по вменяемым ценам. Что касается практики, то вчера, при помощи нехитрых инструментов, такой-то матери и при дружеском участии хорошего человека был смонтирован распределительный щит. Конструкция оказалась на удивление приличной: первый блин вышел не таким уж и комом. Внимание: приведенная ниже информация может не представлять интереса для широкой публики; кроме того, ниже - изрядное количество больших фотографий.

Собственно, еще на стадии приобретения поиска материалов в проект были внесены глобальные изменения.

1. Пришлось отказаться от проводов ПГВА и ПВА. Дело в том, что и те, и другие практически идеально подходят для постройки электропроводки в боевом автомобиле. Проблем в том, что ПВА в приемлемых количествах нигде не продается, да и ПГВА - достаточно редкий провод. Уделив дополнительное внимание теории, понял, что можно сэкономить немалое количетство времени: достаточно использовать те провода, которые можно приобрести в любом магазине в любой момент. Таким образом, в качестве основного провода теперь используется ПВ-4 (очень гибкий вариант старого доброго ПВ), который по характеристикам почти аналогичен ПГВА, зато гораздо более доступный. Что касается толстого силового провода, то наряду с обрезками толстого сварочного провода в 50 кв.мм. используется ПВ-3 сечением 35 кв.мм., этого вполне достаточно.

2. Второй по сложности задачей оказалась покупка зауряднейших автомобильных реле. Их выбор в любом автомобильном магазине достаточно широкий, однако тратить до 60 рублей за каждое реле мне не хотелось: я старался максимально ограничить бюджет. Выход нашелся: в автомобильных магазинах в отделах для ВАЗ-2106 можно найти реле, которые держат ток до 30 Ампер и при этом стоят около 20 рублей. Принципиальных отличий от тех же самых, но за 54 рубля, я не нашел. Номер этого реле в каталоге - 23.3787. Рекомендую.

3. Покупка таких мелочей, как реле-регулятор напряжения, колодки для проводов и блоки предохранителей - задача значительно более простая, однако некоторое количество времени сие занятие у меня отняло.

В наличии имеются следующие материалы.

- Реле-регялятор напряжения 66.3702 (1 шт.).
- Реле автомобильное четырехконтактное 23.3787 (15 шт.).
- Провод ПВ-4 2,5 кв.мм. (90 м.).
- Провод ПВ-3 35 кв.мм. (30 м.)
- Клеммы АКБ Ojop (2 комплекта).
- Сжимы кабельные (5 шт.).
- Шина силовая на 14 контактов (2 шт.).
- Блок предохранителей БПР-13 (2 шт.).
- Колодки для проводов (15 шт.).
- Куча гаек, болтов, шайб и прочих элементов крепежа.
- Кусок прозрачного акрила, благополучно найденный в гараже тестя.
- Неучтенное количество обрезков толстого сварочного провода.

Вчера был благополучно собран распределительный щит. При его создании использовались материалы из указанного перечня. Получилось неплохо. Выглядит он вот так.

Верх распределительного щита (общий вид).


Блок предохранителей (крупный план).


Блок реле (крупный план).


Нижняя сторона щита (общий вид).


Блок предохранителей снизу (крупный план).


Щит получился двухсторонний, при необходимости на него можно дополнительно навесить еще до десятка реле и любых других элементов, могущих пригодиться при конструировании электропроводки. В качестве материала для основы был выбран кусок акрила (или это другой полимер?) толщиной аж в 10 миллиметров: термоустойчивый (в огне не горит, проверено), неплохой изолятор и при этом легко обрабатывается. В случае необходимости можно было использовать и текстолит, но чем богаты - тем и рады.

В общем, начало практической работе положено. Если погода будет продолжать радовать, то на следующей неделе уже можно будет начать примерять щит к подкапотному пространству, а также постепенно продолжать разбирать салон машины: последние недели выдались достаточно сложными и времени на это попросту не было.

Продолжение следует...

Электростояние Live: 6,5 - тихая ненависть.
Работы по приведению электропроводки в боевом автомобиле временно приостановлены в связи с неприятным форс-мажором: неустановленные уроды вскрыли машину. Надо отдать им должное: машину вскрыли аккуратно, стекла не били, колеса не резали. Вытащили магнитолу из полки над лобовым стеклом и украли от нее панель, лежащую в бардачке между сиденьями.Что характерно, все остальное содержимое бардачка (а именно - стопку книг) не стали разбрасывать по всему салону, а аккуратно положили на самое видное место. Совершив преступление, лица немедленно удалились, так же аккуратно, как и пришли. Мне совершенно не понятно, почему сии личности украли магнитолу стоимостью в тысячу рублей, но проигнорировали гораздо более дорогие вещи, аккуратно разложенные в багажнике. Смысл данного поступка - тайна, покрытая мраком (особенно для меня), однако намек я понял: машина будет транспортирована в гораздо более безопасное место. Стихийная стоянка под домом отныне таковым не считается.

Пока всё.
Слежу за развитием далше...
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн ХИЩНИК

  • Зубастый
  • Бродяга
  • *****
  • Сообщений: 1313
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://www.parfuma.net
Электростояние
« Ответ #2 : 25 Июнь 2009, 19:10:08 »
сильно! Спасибо.
"Если ты чего-то очень хочешь, вся вселенная будет способствовать исполнению твоего желания!"" М.К.



http://ilgattinofurbo.livejournal.com/

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Электростояние
« Ответ #3 : 26 Июнь 2009, 09:58:10 »
В принципе это "спешл фо ю", чтоб тебе там не рыскать....
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Электростояние
« Ответ #4 : 08 Сентябрь 2009, 13:02:48 »
Появилось продолжение:

Электростояние Live: 7 - Aaaaargh!

Работы по приведению проводки боевого автомобиля в приемлемое состояние продолжаются. Перерыв в несколько недель был вызван исключительно субъективными причинами - сначала был занят увольнением с опостылевшей работы, потом активно отдыхал, потом увлекся проектом nepofigist.ru, ну а в перерывах снова отдыхал. Тем не менее, несмотря на вынужденные паузы, процесс движется, причем достаточно быстро.

Собственно, последние несколько сеансов трудотерапии были посвящены разборке салона и демонтажу старой проводки. Знающие люди удивятся: в УАЗике салона-то как такового нет, чего там разбирать-то? Увы, но мой аппарат доработан довольно умелыми мастерами, которые превратили стальную коробку в комфортабельный салон бизнес-класса, и чтобы разобрать все эти навороты, потребовалось очень много времени. Не меньше времени тратится на демонтаж проводки - то, что скрыто за декоративными панелями и в кабельных каналах, достойно отборнейшего мата..

Вскрытие показало следующее. В цепях полно оголенных проводов, которые замыкали при каждом наезде на кочку (учитывая эксплуатацию автомобиля, это случалось очень часто). Блок сигнализации был спрятан в... Ээээ... В таинственном месте, уникальном, но не ремонтопригодном. Количество перетершихся проводов на скрутках исчислению не поддается. В произвольных места висят безумное количество реле. Рядом с блоком отопителя проведены провода в бумажной (!!!) изоляции, которая кое-где даже подгорела (я нашел тайну этого странного запаха!). Оборванные провода - явление гораздо более частое, чем тщательно заизолированные.

То, как я снимал нештатный руль, достойно отдельного рассказа, вот только цензурных слов там не будет. Зато я обнаружил причину подозрительных скрипов и странного люфта: вбит он был достаточно крепко, а вот прижимная гайка открутилась чуть ли не пальцами. Никакой смазки, естественно, не было. Nobody cares.

Сегодня полностью закончил разбор салона, снял последнее кресло и выгреб две тонны пыли. Завтра попробую завершить изничтожение проводки и со следующей недели, надеюсь, буду уже подключать новое. Работы продолжаются :)
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

 



ATQ

Полезные ссылки: