ATQ

Полезные ссылки:



ATQ

Полезные ссылки:

Автор Тема: Унжлаг 2010г  (Прочитано 6034 раз)

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Унжлаг 2010г
« : 12 Ноябрь 2010, 22:10:10 »
Если осилю - сделаю отчет о поездке.

А пока для затравки:
[youtube=qVv6PW53Tj4] [/youtube]

Что-то не вставляется... Вот прямая ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=qVv6PW53Tj4
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь 2010, 22:14:42 от Бэм »
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн hp_pasha

  • Пилигрим
  • **
  • Сообщений: 73
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://www.wond.ru/blog/
Унжлаг 2010г
« Ответ #1 : 15 Ноябрь 2010, 01:20:50 »
Если осилю - сделаю отчет о поездке.

А пока для затравки:
[youtube=qVv6PW53Tj4] [/youtube]

Что-то не вставляется... Вот прямая ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=qVv6PW53Tj4

А напишите отчетик, хотя бы краткий?  Интересно, где это, немного истории.

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Унжлаг 2010г
« Ответ #2 : 15 Ноябрь 2010, 17:02:34 »
Немного истории:

С сайта геокэшинг: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3961
Цитировать
...Унжлаг. Унженский исправительно-трудовой лагерь. Один из десятков из системы лагерей СССР середины XX века. Остатки его разбросаны по лесам Варнавинского района Нижегородской области и Макарьевского района Костромской. Места, про которые почти нет информации в открытом доступе. Кусок истории страны, который некоторые стараются забыть, но кто-то сделать этого не сможет никогда…

Немного истории. В 1929 году происходит реформа системы мест заключения РСФСР. Создается система лагерей особого назначения – Дальневосточный, Сибирский, Соловецкий и другие. Для руководства системой организуется ГУЛАГ – Главное управление лагерей. В первые два года существования лагерей цель трудового использования заключенных оставалась той же, что и до реформы, — самоокупаемость. Однако уже в начале 30-х гг. и для экономики страны в целом, и для лагерной экономики в частности принципиальное значение приобрело быстрое расширение сферы действия директивного планирования и соответствующих ему форм централизованного материального снабжения производства. Менялся приоритет экономического поведения: главным становилось не достижение рентабельности (применительно к местам заключения — самоокупаемости), а выполнение плановых заданий при фиксированных фондах снабжения и лимитах рабочей силы (предельном числе привлекаемых работников, но отнюдь не отработанных человеко-часов!). Постоянным фоном функционирования всех объектов хозяйственной жизни становится тотальный дефицит ресурсов.

Одним из важнейших частных факторов, определивших развитие советской лагерной системы, представляется начало строительства в 1931 г. на территории, ранее включенной в сферу деятельности лагерной системы, Беломорско-Балтийского канала — крупнейшего объекта, имевшего в первую очередь военно-стратегическое значение. Главный упор делался на быстрейший ввод канала в эксплуатацию; в обосновании же необходимости этого строительства не только отсутствовал анализ рентабельности проекта, но даже стоимость работ определялась лишь ориентировочно. Именно сжатые сроки предопределили, среди прочего, ставку на заключенных лагерей ОГПУ как на основную рабочую силу: иных работников в районе трассы канала не было, а быстрое привлечение вольнонаемных исключалось хотя бы из-за отсутствия какого бы то ни было жилья. Уже само участие в строительстве Беломорско-Балтийского канала повышало неформальный статус ГУЛАГа и при этом давало ему шанс «показать себя». Кроме того, это было первое задание, адекватное организационной структуре ГУЛАГа (т.е. требовавшее крупного аппарата централизованного иерархического управления). По итогам 1932 г. план работ на строительстве канала был выполнен почти на 100%. Фактическим признанием высокой правительственной оценки производственных результатов ОГПУ было последовательное расширение сферы деятельности лагерного хозяйственного механизма: весной 1932 г. для обслуживания Дальстроя организован Северо-Восточный ИТЛ, а осенью на ОГПУ возложено строительство канала Москва–Волга и строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С декабря 1932 г. начинается ускоренный рост численности заключенных в лагерях ОГПУ. Численность контингента непосредственно в лагерях на 1 января 1934 г. составляла 510 309 человек без учета находившихся в пути. Таким образом, с июля 1929 г. лагерное население увеличилось примерно в 23 раза, а с начала основных работ на Беломорстрое — более чем вдвое. Основными сферами производственной деятельности в этот период являлись строительство крупнейших транспортных объектов (в первую очередь каналов и, к 1934 г., железных дорог) и лесозаготовки.

С середины 1937 г. система мест заключения оказалась в новых условиях. В места заключения хлынул невиданный поток. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. Первым следствием новой репрессивной политики была поспешная организация уже в августе 1937 г. сразу семи (!) лесозаготовительных лагерей, а в начале 1938 г. добавляются еще шесть лесных лагерей, в том числе и Унженский. Решение организовать именно лесные лагеря было обусловлено чисто экономическими причинами. Лесозаготовительные работы, по крайней мере на первом этапе, не требовали капиталовложений и подготовленной проектно-сметной документации; обустроить лагеря можно было, используя в основном местные материалы; большое количество крупных лесных массивов по всему северу европейской части страны и в Сибири позволяло хотя бы частично рассредоточить заключенных. Анализ размещения лагерей показывает, что все они были организованы в районах, имевших удовлетворительные по тем временам пути подвоза. Лагерная лесная промышленность, несмотря на временность причин, стимулировавших ее резкий рост, оказалась чрезвычайно живучей. Большинство созданных в 1937–1938 гг. лесных лагерей пережили все реорганизации и продолжали действовать и к 1960 г.

Итак, Унжлаг. Производство: лесозаготовки, поставка дров в Москву, заготовка лыжных болванок и изготовление лыж, деревообработка, выпуск шпал, изготовление корпусов для часов, мебельное, швейное, обувное, трикотажное и гончарное производства, с/х работы и другие виды работ. Численность заключенных – от 15 тыс. в начале 1938 года до 30 тыс. в 1948 году. На январь 1960 (последняя дата, по которой открыты сведения) в Унжлаге находились около 13 тыс. заключенных…

Места заключения в окрестностях Сухобезводного (где находилось управление Унжлага) есть до сих пор. Частично функционирует железнодорожная ветка Сухобезводное – Северный, на ней есть даже пассажирское движение. А ведь когда то рельсы были проложены намного дальше, в Костромскую область до деревни Выгорка – эта ветка сейчас изображается на карте в качестве грунтовой дороги. Дорога эта на некоторых участках проезжаема, на некоторых (в основном южная часть) – заросла и слабо проходима даже пешком. К насыпи широкой колеи со всех сторон сходились усы узкой колеи, к которым, в свою очередь лес свозился по так называемым «лежневкам» - та же узкоколейка, но вместо металлических рельсов – бревна. Лежневки были широко распространены из-за невысокой стоимости и быстроты постройки. В местах пересечения веток располагались лагеря – небольшие поселения из бараков за колючей проволокой. Кроме бараков, в лагерях были служебные постройки – пекарни, мастерские, склады...

Из ЖЗ http://magazines.russ.ru/october/2004/2/hazan6.html:
Цитировать
...Мы начнем несколько издалека. По разным поводам, не имеющим отношения к теме этой статьи, я просматривал материалы о Волго-Вятском регионе, читал рассказы туристов о ландшафтах и достопримечательностях Костромской и бывшей Горьковской, ныне Нижегородской области, о лесах, куда некогда бежали раскольники, о плаванье на байдарках по Унже, по Луху, по Керженцу. Увлекательная литература! В Воскресенском районе Нижегородской области, неподалеку от села Владимирское, расположено легендарное озеро Светлояр. Кое-где сохранились остатки скитов. Путешественник может посетить старинный монастырь в Макарьеве, увидеть крестный ход и старушек, трогательно блюдущих древние обычаи.

Лет сорок назад старушки были молодками из нищих деревень, числились колхозницами и промышляли любовью и водкой, которую носили солдатам-охранникам. Только об этом они не помнят. Никто, ни местные жители, ни туристы, не вспоминает о том, что некогда здесь существовало обширное феодальное княжество со своим сувереном, вассалами, слугами, дружиной и крепостными. Княжество носило кодовое название ИТЛ “АЛ”, иначе Унженский исправительно-трудовой лагерь, в просторечии Унжлаг. Оно было основано в тридцатых годах, сперва состояло в подчинении НКВД, а потом – ГУЛЛП, Главного управления лагерей лесной промышленности Министерства внутренних дел.

Кого и от чего исправлял Унжлаг, сказать трудно, однако известно, что заключенные выполняли важную народнохозяйственную задачу: поставляли высокоценные сортименты – рудничную стойку, авиасосну, авиафанеру, шпальник и прочие – для угольных шахт, где работали крепостные других княжеств, для военных заводов, где заключенные выполняли задачи оборонной промышленности, для лагерей, строивших в тайге и тундре города и железные дороги. Составы доставляли лагерную продукцию по железным дорогам в северные гавани, там заключенные грузили ее на океанские пароходы – лес шел на экспорт в чужие страны.

Размеры Унжлага были сравнимы с небольшой западноевропейской страной; он и сам был в своем роде государством, верным подобием Большого государства. Чтобы добраться от столицы лагеря Сухобезводное в Горьковской области до крайнего северного лаготделения в Костромской области с его головным лагпунктом Пуеж, надо было ехать по лагерной железной дороге всю ночь. Найти эту железную дорогу нельзя было ни на одной карте – как и весь Унжлаг. Топонимы, восходящие ко временам татаро-монгольского ига, – Колевец, Керженец, Лапшанга, Белый Лух – были названиями лагерных пунктов и подкомандировок. Где бродили лоси и медведи, где скрывались раскольники, там заключенные прорубали просеки, выволакивали на себе баланы из хлюпающей трясины, прокладывали усы – деревянные круглолежневые дороги для вывоза древесины, строили сторожевые вышки и проволочные заграждения для оцеплений, после чего армия строителей коммунизма вгрызалась в тайгу. Сколько людей лежит среди болот на полях захоронения, неизвестно, ныне опубликованная официальная статистика не внушает доверия. Великие князья, начальники центрального управления лагеря, сменявшие друг друга на протяжении десятилетий, – некий старший лейтенант внутренней службы Ф. Автономов, какой-то Ф. Озеров, полковник Г. Почтарев, инженер-майор Г. Иванов, майор Г. Щербаков, полковник Н. Алмазов, еще кто-то – покоятся в своих могилах. Дела давно минувших дней, история...
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Унжлаг 2010г
« Ответ #3 : 12 Апрель 2011, 16:08:23 »
[youtube=FGwcoY3ZGkQ]Унжлаг - II (2010)[/youtube]
« Последнее редактирование: 12 Апрель 2011, 16:08:48 от Бэм »
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн Бэм

  • Странник
  • ****
  • Сообщений: 413
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Унжлаг 2010г
« Ответ #4 : 12 Апрель 2011, 21:20:22 »
что-то ссылки не вставляются...
Видюшка с поездки: http://youtu.be/FGwcoY3ZGkQ
Как говорит татарская народная мудрость:"Кто ссыт - тот гибнет!"

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Братья Стругацкие

Оффлайн hp_pasha

  • Пилигрим
  • **
  • Сообщений: 73
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://www.wond.ru/blog/
Унжлаг 2010г
« Ответ #5 : 13 Апрель 2011, 09:33:38 »
что-то ссылки не вставляются...
Видюшка с поездки: http://youtu.be/FGwcoY3ZGkQ

Спасибо!  Очень интересно. И фильм классный.

 



ATQ

Полезные ссылки: