Итак, наша экспедиция на Кольский полуостров, немного в другом формате, чем Альтертерра, состоялась. Позади неделя оффроуда на Уазике, горные реки, перевалы, озера, Белое море и многое-многое другое. Разнообразие природы Кольского полуострова заворожило нас, тем, кто там не был, очень советуем, это такое место на Земле, которорое надо посетить обязательно!
Краткий отчет по порядку.
День 1.
Вылетели из Москвы самолетом а/к Скайэкспресс Москва-Мурманск. Полет приятный, без опозданий. Пролетая над тундрой сделали несколько снимков.
В аэропорту нас ждали Костя и Наташа, клуб
"Алуайв" - наши организаторы, на машине-техничке ГАЗ-66, которая сопровождала всю экспедицию. Арендованый нами Уазик был еще занят участниками северной части экспедиции, смена экипажа должна была произойти только вечером, так что до Оленегорска мы ехали на Шишиге.
В Оленегорске была совместная встреча северной и южной части экспедиции, огромное количество машин выстроилось на главной площади. Только в нашей, южной части было 16 машин.
После закупок в Оленегорском магазине мы выдвинулись на бездорожье в сторону реки Печа, для прохождения участка трассы "Арктик Трофи", где в 1999 году трагически погибли двое из организаторов этого мероприятия.
По дороге останавливаемся около глубокого карьера.
К реке Печа можно проехать несколькими дорогами - верхней и нижней. Чтобы было интересно, Костя повел нас туда одной дорогой, обратно другой. Прелесть дороги состояла в одном болотце, которое нужно было преодолеть. Без лебеды или помощи ГАЗ-66 пробрались немногие.
Всю дорогу мы ехали на крыше шишиги, откуда открывался красивейший вид. Я только время от времени спрыгивал вниз и помогал лебедится экипажу Патруля из Челябинска, так как у меня уже чесались руки по оффроуду.
Подъехав к Пече мы увидели, что в этом году необычайно высокая вода и штурмовать этот брод просто немыслимо, там более, памятник на том берегу напоминал об опасности горных рек. Однако один из героических участников экспедиции, Сергей на Лендкрузере из Москвы, не зная, что брод не проходим, с ходу переправился на ту сторону. Обратная эвакуация заняла оставшиеся пол дня и участвовали в ней почти все.
День 2.
На обратной дороге я уже был за рулем Уазика и поражался его внедорожным способностям. Несмотря на почти лысую резину, абсолютно стандартную подвеску и клиренс, он пер как трактор и засел только на том участке болота, перебраться который смогли только несколько машин, включая ГАЗ-66 и сильно заряженый Патруль из Калининграда на Симексах.
Передышка в Ревде, ремонт отвалившейся рессоры на Уазике и мы едем в горы - Ловозерские тундры. По мере подъема ландшафт меняется кардинально, от леса, лесотундры, тундры, горной тундры до арктической пустыни. В Ловозерье 4 горы высотой около 1000 метров, на две из них мы заехали на машине по старым геологическим дорогам. Самая высокая гора 1106 метров.
"Весь мир на ладони, ты счастлив и нем!" Горы имеют свою необычайную красоту. Поиграли в снежки.
Спустившись с гор, остановились на ночлег в предгорьях, недалеко от Ревды.
День 3.
По живописной дороге "1000 ручьев" едем вдоль склона Ловозерских тундр мимо Умбозера. Дорога называется так потому, что через каждые 20-30 метров в озеро стекают горные ручьи, иногда поменьше, иногда побольше.
Путь проходит вдоль старой железной дороги, которая сейчас заброшена и демонтируется. Со стороны Ревды уже частично сняты рельсы. Иногда попадаются развалины деревянных железнодорожных платформ и старых гатей. По этой дороге доезжаем, оторвав при переезде развалившегося мостика крепление правого бензобака до р.Кицы, где, при форсировании брода (остальные машины проехали через мостик), топим Шишигу.
Вытаскиваем Шишигу лебедкой Тойоты, перекусываем и, проездом через г.Кировск, горнолыжный курорт, въезжаем в ущелье между двумя Хибинскими хребтами, ведущее к базе МЧС Куэльпорр. По дороге наблюдаем потрясающией красоты горные озера с голубой водой - озеро Длинное, озеро Сердцевидное.
На базе непоспортивному останавливаемся в гостинице, решаем подсушить палатку, хозяйка Валентина Ивановна, очень радушная женщина, номер Люкс стоит 800 руб/сутки с человека, при этом на первом этаже Люксы с душем и туалетом, а на втором без. Вечером идем в баню, нагревшись в которой
купаемся в горной реке. Просто восхитительно! Лучше даже, чем в проруби!
Для развлечения посетителей хозяйка держит северного оленя.
День 4.
Не снимая лагеря с базы мы отправляемся на водопад и на Умбозерский перевал. ГАЗ 66 остается чиниться на базе, а вечером мы присоединяем к нему и Уазик, которые тоже требовал ремонта по причине отсутствия тормозов на левой стороне вообще.
По дороге на водопад останавливаемся на смотровой площадке, с которй открывается прекрасный вид на Хибины.
Любуемся водопадом. Фотоаппаратом не передать той красоты и восторга, который испытываешь, глядя на него.
Взятие умбозерского перевала оказывается непростой задачей. Искать проход в нагромождении камней, карабкаться по каменистым склонам и спускаться с них, особенно учитывая проблемы с тормозами очень непросто. В результате мы не доезжаем около километра до перевала, на спуске я наезжаю на камень и пробиваю бензобак. Хорошо, что на Уазике их два! Бутылками переливаем бензин в другой бак и в канистру, оставляем машину и идем пешком.
Доходим до озера, небольшой водопадик спускается с гор, мы идем дальше, к перевалу. На перевале из камней выложены надписи с названиями городов и годами - мы тоже выкладываем надпись "Москва-2007" и, довольные, спускаемся вниз, к машине.
Вечером пиво, коньяк, песни у костра до утра. Полярный день, конечно, сбивает с толку, хотя в августе солнце уже заходит, но ночь не наступает, лишь легкий намек на сумерки. В итоге раньше 2 часов ночи, как правило и не ложимся.
День 5.На следующий день с утра снимаемся с Куэльпорра, предварительно прибив дощечку с указателем на родные
Беседы на один из столбов. Расстояние по прямой, если верить GPS 1375 км. Не далеко.
"Дорога" вдоль озера Гольцовое восхищает обилием бродов. Вернее, я бы сказал, что дорога там просамтривается местами, в основном едем по воде.
Само озеро очень живописно
Проезжаем мимо озера, объезжаем горный хребет и пробираемся через "Дерюгинские" болота - один из участков Арктик-Трофи, болота прозваны так потому, что один из спортсменов так разложил там свою Тойоту, что ее пришлось оттуда эвакуировать.
Дорога представляет из себя смесь из камней, болот и бродов.
Доезжаем до ст. Имандра, где делаем небольшой привал, собираем всех участников, растянувшихся в пространстве при объезде болот.
Далее двигаемся по довольно простой уже дороге до реки Малая Белая, где останавливаемся на ночевку.
День 6.Это день асфальтовых перегонов. Мы прощаемся с Хибинами и едем к Белому морю, в Кандалакшу.
В Кандалакше не задерживаемся и едем в Умбу. От Умбы съезжаем на недостроенную дорогу, которая за Полярным кругом становится ужасно пыльным грейдером.
По грейдеру мы доезжаем до старинной поморской деревни Кашкаранцы, в которой сохранились дома 19 века и последний обслуживаемый людьми маяк на Белом море. Там покупаем морошки и уже вдоль моря по поморской дороге едем дальше. Цель - мыс Корабль.
По пути проезжаем часовню "Безымянного инока Терского". По легенде, неизвестного инока нашли выброшенным на берегу моря рыбаки. Ни один из окрестных монастырей не признал его, рыбаки похоронили его под крестом. Потом он явился кому-то во сне и повелел на месте, где его нашли возвести часовню. В дальнейшем рядом обнаружили родник с чудотворной водой, часовню построили, освятили.
Лагерь разбили на мысе Корабль.
День 7.На следующий день, дождавшись отлива, отправляемся прямо по краю моря в сторону реки Варзуги.
Едем без дорог вообще, просто по мокрому песку, где еще в прилив можно было купаться.
Доезжаем до реки Варзуга, с наслаждением купаемся в ней, вода теплая, сильное течение.
Далее едем через д.Кузомень, которая уже тоже стоит на песках в настоящую пустныню и ощущаем себя участниками ралли Париж-Дакар. Песок, песок, один песок. И ближе к лесу видно, что песок с каждым годом отвоевывает у леса территорию.
Возвратившись на мыс Корабль, фотографируемся около местной достопримечательности - пепелац из фильма Киндза-дза.
Потом многих охватывает аметистовая лихорадка, они хватают кувалды и зубила и идут собирать аметисты.
К вечеру уха из свежей семги, успешно пойманной в Умбе на серебряный крючок и награждение участников экспедиции памятными дипломами и подарками.
Прощание, обмен адресами и телефонами, отъезд нескольких участников.
День 8.Последний день, сборы, прощание, все было просто изумительно, большое спасибо Косте и Наташе за организацию этого путешествия, на следующий год мы подаем заявку на северную часть экспедиции - Баренцово море, полуостров Рыбачий и надеемся еще не раз увидется с теми новыми замечательными друзьями, которых мы там обрели!
Уже почти уехав, вдруг один из участников обнаруживает, что в километре от лагеря загорелся лес, пока только мох, на площади метров 100х100, мы хватаем лопаты и бежим тушить.
Огонь прибили, присыпали песком, будем надеятся, что не возгорится снова.
Далее перегон по асфальту в Ревду, 400 км, там оставляем Уазик, служивший нам верой и правдой всю неделю, ночуем у Кости с Наташей и на такси едем в аэропорт.