Новый, 2007 год мы встретили в поселке Назия в Ленинградскаой области. Туда мы ехали со знающими людьми "козьими тропами", а обратно нам предстояло ехать в одиночестве, поэтому было принято решение возвращаться "цивильной" дорогой. И надо сказать, ничуть об этом не пожалели. Обратный путь лежал через п. Путилово который, судя по запаху, живет птицеводством. Ехали мы не торопясь, поэтому была возможность смотреть не только на карту, но и по сторонам. Примерно в центре поселка слева от дороги за старыми липами мы увидели очертание полуразрушенной усадьбы. Мы не могли проехать мимо и конечно же остановились сфотографировать "находку".

Только в Москве мы выяснили, что это вовсе не усадьба, а церковь - Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построенная в 1718 году деревянная церковь спустя 10 лет сгорела и была возобновлена в 1730 г. В новой церкви в 1774 г. был освящен придел святителя Николая. В 1784-1786 гг. по проекту Е.Т. Соколова была выстроена каменная церковь. В 1790 г. деревянная церковь была разобрана. В 1844-1845 гг. каменный храм был перестроен под руководством архитектора К.И. Брандта, а в 1856 г. к Никольскому приделу добавился еще один - Казанской иконы Божией Матери. Очередная частичная перестройка церкви была произведена архитектором А.Ф. Видовым в 1858-1861 гг., тогда же был устроен придел Всемилостивейшего Спаса (осв. в 1859 г.). Тихвинская церковь оставалась действующей до 1937 года. В 1940 г. вышло официальное распоряжение о закрытии храма. Разрушенное в годы войны здание пребывает ныне в руинах. Зарегистрированная община церкви служит в восстанавливаемой Спасской часовне - построенной из бута, добытого здесь же (по нашим прикидкам со стороны 4 м в диаметре).

Большая деревня Путилово обязана своему былому процветанию бутовым карьерам. По легенде, Карл XII в сердцах сказал: "Не так жаль крепости Орешек, как Путиловскую горку". В путиловском месторождении насчитывают 13 слоев, имеющих разные оттенки, разные характеристики и используются для разных целей. Соответственно, у всех разные названия. Самый плохой слой, тринадцатый, именуется, как ни странно, "Бархат" (под ним уже глина), зато один из самых красивых, малиновый с зеленоватыми крапинами, носит имя "Шуба". Сразу вспоминается старинная горняцкая легенда о злобном горном мастере по фамилии Шубин, который после своей насильственной смерти (говорят, его рабочие закидали камнем) стал нечистой силой и очень суров к людям. В известняке можно увидеть и остатки живых существ ордовикского моря - трилобиты, головоногие моллюски, впечатанные в камень, придают этому материалу оригинальность. Вкупе со сложной пятнистостью окраски бута эти окаменелости делают путиловский известняк одним из самых красивых строительных камней.
Действующие карьеры находятся за деревней, посетить их можно, работы там ведутся не каждый день, и если объяснить проснувшемуся сторожу, что воровать вы не собираетесь, да у вас и инструмента, кроме перочинного ножика, нет, то вам разрешат посмотреть на камни.
Мы, к сожалению, по незнанию и отсутствию времени до карьеров не доехали, но возможно в будущем, очутившись в тех краях, обязательно посетим.
Там же, в Путилово мы увидели не мене интересную часовенку, но в и-нете ни чего о ней не нашли, а может плохо искали. По размерам она такая же, как и Спасская часовня, а расположена на полпути между Спасской часовней и Тихвинской церковью.
